МОДУЛЬНАЯ ПРОГРАММА В КОЛЛЕДЖЕ,
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ:
Современное учебное заведение испытывает целый ряд
трудностей, возникших в результате тех перемен,
которые столь разительно изменили российскую
действительность за последние годы. Так, углубился
разрыв между требованиями, предъявляемыми сегодня к
специалистам- нефилологам в области знания
иностранных языков и относительно небольшим
количеством часов, отводимых на эту дисциплину.
Курс английского языка в Туймазинском
государственном юридическом колледже подразделяется
структурно на 2 части (General
English
и
English for Special Purposes),
каждая из которых состоит из определенных модулей,
позволяющих стандартизировать языковой материал и
унифицировать требования к развитию тех или иных
навыков.
Модулем является автономный законченный курс с какой-либо из
установленных форм отчетности по окончании. Языковая
реализация каждого модуля предполагает номинальный и
количественный отбор соответствующих синтаксических
структур, лексики, лингвострановедческих и
экстралингвистических факторов. Каждый модуль
предусматривает комплексное обучение всем видам
речевой деятельности, при необходимости с усилением
акцента на том или ином из них. Выбор и
последовательность модулей определяется исходя из
конкретных задач обучения, а сам набор формируется в
соответствии в уровнем владения языком.
На первом году обучения студентов вводятся модули «общего языка»,
которые дифференцируются по аспектам;
основное внимание в подготовке первокурсников
уделяется системному повторению основ фонетики,
грамматики и словоупотребления с целью
устранения наиболее распространенных ошибок, а также
развитию навыков говорения и чтения.
На втором году обучения завершается изучение «общего языка» и
основной акцент в подготовке специалиста среднего
звена переносится на «иностранный язык для
профессиональных целей» (как введение в язык
специальности), предполагающий знакомство с текстами
профессиональной направленности; модули
дифференцируются тематически, например, для
студентов, изучающих английский язык, специальности
0201 «Правоведение»:
·
судебная система Англии;
·
судебная система США;
·
виды правовых профессий в странах изучаемого языка;
·
государственная система в Великобритании;
·
конгресс в США;
·
президент США;
·
система выборов в Великобритании;
·
система выборов в США;
·
конституция США;
·
система сдержек и противовесов в США;
·
работа суда присяжных;
·
королевская семья.
Для
студентов специальности 2203 «Программное
обеспечение и автоматизация вычислительных систем»:
·
что такое компьютер;
·
программное обеспечение;
·
операционные системы;
·
интернет.
в
зависимости от специфики читаемых курсов.
От
этапа к этапу усложняются виды и формы аудиторной и
внеаудиторной работы, изменяется их соотношение.
Большое внимание уделяется обучению слушателей
методике самообразования, которая позволяет им
овладевать приемами извлечения информации из
текстов, знакомит со способами ее передачи в устной
и письменной форме и подводит к необходимости
самостоятельного изучения иностранного языка.
При общепринятой практике сокращения часов,
отведенных на аудиторную работу, представляется
целесообразным интенсифицировать обучение,
стимулируя тем самым самостоятельную работу
студентов.
Программа в целом ориентирована на систематизацию
знаний и совершенствование умений и навыков по
основным видам речевой деятельности на расширенном и
разнообразном языковом материале, обеспечивающих
владение английским языком в соответствии с
международным стандартом, и соответствует основным
требованиям (коммуникативность, мотивированность,
ситуативность, комплексность), предъявляемым
психологией, методикой и педагогикой к обучению
иностранным языкам в искусственной среде.
Коммуникативная направленность
предполагает:
а) коммуникативную заинтересованность преподавателя
в каждом акте речевого общения со студентами;
в) коммуникативность единиц обучения;
с) обучение иностранному языку в самом процессе
иноязычной коммуникации, т.е. в процессе говорения,
аудирования, чтения и письма, в которых обучаемый
имеет возможность удовлетворить свое коммуникативное
намерение.
Мотивированность выступает как осознание обучаемым
цели, ради которой он изучает иностранный язык
вообще, и тех целей, ради которых в каждом
конкретном случае он вступает в вербальную
коммуникацию на иностранном языке. Практическая
деятельность обучаемых может быть направлена на
результат, цели или процесс обучения, Ситуативность
состоит в развитии определенных речевых ситуаций в
речевой деятельности. Комплексность выражается во
взаимодействии всех видов речевой деятельности в
процессе обучения в том, что способы и средства
речевой деятельности отрабатываются одновременно.
Использование традиционных методик, нацеленных на
системное овладение материалом, характерное для
обучения в отрыве от естественной языковой среды, в
сочетании с новыми, коммуникативными, использующими
условные ситуации, моделирующие различные виды
общения, способствует комплексному развитию
продуктивных и рецептивных видов речевой
деятельности.
Обучение извлечению информации из оригинального
иноязычного текста при чтении и восприятии на слух и
ее последующая - устная или письменная передача
предполагают, с одной стороны, владение студентами
достаточно обширным словарем, а с другой стороны -
навыком визуальной ориентации в орфографическом,
морфологическом и синтаксическом строе языка.
Фонетический материал
предъявляется в виде звучащей речи - или
диалогической, - как языковой материал, при работе с
которым формируются речевые навыки и умения. В
процессе прослушивания и анализа ученых текстов, а
также оригинальных лекций, докладов по
специальности, развивается умение отделить на слух
главную информацию от второстепенной, отрабатываются
навыки получения необходимой конкретной информации в
потоке звучащей речи и т.д.
Грамматический материал
на начальных уровнях предъявляется по темам (в
наглядных обобщающих таблицах) и активизируется в
упражнениях чисто практического характера; на более
высоких уровнях - в основном на примере общенаучного
стиля, причем главное внимание уделяется
грамматическим структурам, характерным для
употребления характерных конструкций и моделей
предложения в собственной устной и письменной речи.
Лексический материал
делится на рецептивный и репродуктивный. Активизация
лексики происходит в процессе обеспечения
грамматически правильной устной речи и развития
навыков чтения литературы по специальности, с
различными установками на степень полноты и точности
понимания. Расширение активного вокабуляра
происходит на материале учебника, периодической
печати, текстов по специальности, в дальнейшем
словарный запас пополняется за счет общенаучной и
специальной лексики по конкретным темам).
Объем активной лексики по окончании курса
составляет 5000 лекс.ед. в том числе:
-
общеупотребительной лексики - 2000 лекс.ед.
- специальной лексики: 500 лекс.ед.
Опыт работы показал, что использование
модульной программы помогает обеспечить:
* непрерывность обучения и преемственность различных уровней
языковой подготовки (школа – среднеспециальное
учебное заведение – ВУЗ);
*
гибкость курса (выбор
модулей и их комбинация в зависимости от возможного
изменения программы базовых дисциплин;
дифференциации модулей в зависимости от уровня
языковой подготовки группы и количества часов,
отводимых на иностранный язык, и других факторов);
* возможность сочетания традиционных и новых коммуникативных
методик обучения иностранному языку для развития
умения и навыков общения на разных уровнях
(культурно-бытовом, деловом);
* систематизацию полученных студентами знаний, навыков и умений в
результате четкого разграничения читаемых курсов и
упорядочения отчетности;
* рациональное использование ТСО, дидактического и наглядного
материала.
Таким образом,
модульный принцип обучения в силу своей гибкости
может быть использован при
преподавания иностранного языка в продолжающих
группах практически любого средне-специального
учебного заведения
независимо от сетки часов.